Дефектолог – это педагог, специализирующийся в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. В условиях раннего обучения и воспитания возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии ребёнка.
Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального.
Дефектологи работают с детьми, имеющими нарушения:
— задержка психического развития (ЗПР);
— задержка психомоторного развития (ЗПМР);
— задержка психоречевого развития (ЗПРР);
— задержка речевого развития (ЗРР);
— олигофрения (умственная отсталость);
— детский церебральный паралич (ДЦП);
— аутизм (РДА);
— синдром Дауна;
— перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
— минимальная мозговая дисфункция (ММД);
— синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
— сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
— общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
— нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
— трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
— проблемы обучения в школе;
Приоритетное направление дефектологов: коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии, предупреждение и преодоление вторичных отклонений в речевом, психическом и физическом развитии, ослабление интеллектуального дефекта, адаптация и социализация ребенка среди сверстников и в обществе.
Дефектолог или логопед-дефектолог изучают степень выраженности дефекта, проводят диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы.
На занятиях дефектолог, дефектолог-логопед осуществляют работу по следующим направлениям:
— развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
— развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
— развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
— развитие и коррекция мышления;
— развитие и коррекция речи (устная, письменная);
— развитие и коррекция моторики (моторной функции);
— развитие и коррекция зрения;
— развитие и коррекция слуха;
— развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
— восполнение пробелов в познавательной сфере;
— развитие и формирование элементарных математических представлений;
— развитие и формирование конструктивной деятельности.
Важно!!!
Помните, грамотный логопед, начиная заниматься с 2-хлетним неговорящим ребенком, не будет сразу бросаться вызывать у него звуки, речь, и биться и биться над этим. Работа начинается всегда с установления контакта (эмоциональности, контактности), стимулируется мотивация общения, имитация (начиная с имитации движений самых разных), развития внимания, усидчивости, мышления, понимания речи и много играть на ковре. Параллельно с этим применяет приемы по «вызыванию» речи. Грамотный дефектолог делает примерно то же самое. В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист.
|